Главная / Экономика / В России началась реформа надзора

В России началась реформа надзора

О «регуляторной гильотине» наслышаны все. Кому предстоит подставить шею, пока неясно. Зато ясно другое: начинается очередная административная реформа. Какой она должна быть на этот раз, рассказал главный если не палач контрольно-надзорных функций и органов, то уж точно строитель «гильотины» Юрий Любимов, заместитель руководителя аппарата правительства.

0ab7d8d09c661f1265494771d545bdf3 - В России началась реформа надзора

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите о новой административной реформе? С «Квартетом» Ивана Крылова? Или с комарами, которые, голодные, летят на смену раздавленным? Или просто проносится в голове: «Ну, вот опять…»?

Юрий Любимов пока полон сил и надежд, он видит свою задачу в том, чтобы ни много ни мало преодолеть «один из главных сдерживающих факторов нашего роста». Но когда появлялись федеральные службы и агентства, задача была не менее амбициозной — устранение дублирующих функций, эффективное разделение управленческого труда, повышение эффективности госаппарата как такового.

Чем кончилось? Об этом лучше и ярче других говорил Герман Греф, утверждая, что любые масштабные реформы в нашей стране сегодня не только неэффективны, но и вредны. Потому что начинать надо снова с реформы самого государства, неэффективность которого извращает любые благие реформаторские начинания.

1 - В России началась реформа надзора

Греф услышан, идет мобилизация новых административных реформаторов. По крайней мере, строится «гильотина» для ликвидации избыточных надзорных и контрольных функций и их носителей.

Но вот парадокс: сколько раз нам говорили о прогрессе в преодолении административных барьеров для бизнеса, о продвижении по соответствующим «дорожным картам», да и в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия неуклонно поднимается, и вдруг Юрий Любимов выливает ушат ледяной воды: «Мы создаем новое правовое пространство контроля и надзора с нуля».

Где же предыдущие успехи? Или «дорожные карты» оказались краплеными?

В любом случае все начинается с чистого листа. «Подзаконное регулирование мы будем убирать полностью и прописывать его заново», — так видит свою задачу Любимов.

Речь идет об анализе «десятков тысяч актов, хорошо если не с сотнями тысяч обязательных требований». Но это количество потенциальных клиентов «гильотины», а в чем искомое новое качество? Любимов предупреждает: «Задача просто ослабить контроль не является самоцелью». Должна быть изменена сама контрольно-надзорная система. Из громоздкой, дорогой, особенно для бизнеса и во многом бессмысленной (Любимов говорит и об «идиотских требованиях»), она должна стать «понятной, честной и эффективной». Красиво, но больше напоминает «за все хорошее против всего плохого». Есть конкретизация: система должна работать «на реальное кратное снижение рисков», прежде всего «смерти или телесного повреждения», а также «серьезного материального ущерба». «Если этих рисков нет, нечего там делать контролеру». Но как это нет рисков, разве так бывает?

Любимов говорит об управлении рисками. Главный инструмент — вовсе не повальное лицензирование. Оно должно вводиться только там, «где существует необходимость в жестком ограничении в доступе на рынок». Лицензирование — не панацея от рисков. В этой связи у Любимова есть пассаж, который невозможно не привести целиком: «Надо не кричать после каждого несчастного случая об усилении мер и не разрабатывать для галочки очередную бессмысленную систему дополнительных мер по недопущению, а садиться за стол с учеными и анализировать реальные, а не вымышленные причины и думать, как именно эти настоящие причины трагедий нивелировать, какие требования устанавливать. Убежден, что ответственность за жертвы и травмы людей несут как раз те демагоги, которые кричат об усилении контроля, вместо того, чтобы дать ведомствам построить умную систему предупреждения рисков. К сожалению, «перекрученная» избыточными требованиями, но нерациональная система контроля — это сегодня не только тормоз для экономики, но и убийца людей».

Конечная цель начинающейся реформы — не только запуск «гильотины» для избыточных требований, но и создание «полноценного кодекса контроля и надзора». Дойдет ли Любимов до этого конца и сумеет ли выстроить работу именно так, как собирается, вопрос открытый.

В конце концов изобретатель гильотины Жозеф Гильотен был арестован по приказу Робеспьера и не испытал действие своей машины на себе только потому, что Робеспьер был казнен раньше. Что же касается российских реформаторов, то их работа всегда опасна и неблагодарна. Легкой жизни у Любимова точно не будет. Не стоит забывать, что те самые «сотни тысяч обязательных требований» кормят немало российских чиновников.

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

57b763649bbda16b93b2867ccd6a4e21 - Нефтяная игра России оказалась на руку США

Нефтяная игра России оказалась на руку США

Соглашение ОПЕК+ об ограничении добычи нефти действует до середины 2019 года. Россия ...

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes