Главная / Экономика / У российского Минфина диагностировали панические атаки

У российского Минфина диагностировали панические атаки

Там, у них на Западе, с кризисом борются без особой оглядки на бюджетный дефицит. У нас все по-другому. С 2021 года один из негласных, но весьма значимых приоритетов российской экономической политики — всемерное сокращение дефицита бюджета. Собственно, вокруг этого, как уже писал «МК», строится вся новая бюджетная трехлетка. Небольшой дефицит бесспорно лучше большого, но есть оборотная сторона: ориентация на сокращение бюджетного дефицита — это ограничение для роста, поддерживаемого госспросом в виде бюджетных расходов, что для нашей пропитанной государством экономики имеет особое значение. Нужен разумный компромисс. Пока же превалирует борьба с дефицитом, в этом солидарны зарубежные и российские эксперты, что идет в ущерб восстановлению экономики.

36113f38b2abc4cfd7c7ada3a6fd4309 - У российского Минфина диагностировали панические атаки

Фото: pixabay.com

Российский Минфин явно страдает от панических атак. Как это чаще всего и бывает (спасибо психоанализу), дает о себе знать «детская травма», долгая память о десятилетии, прожитом в условиях жесточайшего бюджетного дефицита в 1990-е, первые годы новой России. С тех пор словосочетание «бюджетный дефицит» звучит в стенах министерства как мобилизационный набат. Когда необходимо выбрать между антикризисной поддержкой экономики и борьбой с дефицитом бюджета (или даже его призраком), решение принимается на подсознательном уровне и, конечно, не в пользу поддержки экономики.

Именно такой диагноз российской экономической политике поставили аналитики британской компании Oxford Economics и НКР. «Чрезвычайно консервативные» расходы России в 2021 году — тормоз восстановления экономики после пандемии, считают эксперты российского агентства «Национальные кредитные рейтинги». Снижение расходов отнимет у ВВП до 1 процентного пункта роста в будущем году, оценили в Oxford Economics. Другими словами, если конец 2020 года потопил надежды на быстрое восстановление экономики, которые забрезжили в третьем квартале, то в 2021 году затемнение продолжится.

Минфин решительно возражает против того, что в основе экономической политики «консолидация бюджета». В такой формулировке там видят обвинения в бюджетном секвестре, которого, как подчеркивает министр финансов Антон Силуанов, не происходит. В его министерстве уверены, что «предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики, синхронизированная с восстановлением деловой активности в ненефтегазовой экономике». Все дело в сокращении бюджетных доходов. Из проекта федерального бюджета на ближайшую трехлетку следует, что в 2021 году его доходы составят 21,5 трлн рублей — существенно меньше, чем в каждый из трех предыдущих лет.

Вот тут и раскрывается тема бюджетного дефицита. Расходы федерального бюджета в 2021 году, по оценкам НКР, будут ниже уровня текущего года на 9%, или на 2,2 трлн руб., что составляет около 2,1% от ожидаемого ВВП 2020 года. Таким образом, сокращение бюджетных расходов эквивалентно примерно 2% потенциального ВВП в следующем году. А это и означает, что приоритет проводимой политики не поддержка экономики, а борьба с дефицитом бюджета.

Отчасти в Минфине признают, что, возможно, перегнули с сокращением расходов. Неслучайно появились разъяснения о том, что в 2020 году бюджет может не потратить всю предельную сумму (около 23,8 трлн руб.), «часть лимитов может быть перенесена на следующий год». Своего рода восстановительная политика по остаточному принципу.

Кто прав в споре о том, какая политика принесет больше пользы России, покажет 2021 год. Но международные сравнения точно говорят не в пользу приоритетов борьбы с дефицитом. По оценкам МВФ, суммарные бюджетные затраты в России на здравоохранение и поддержку пострадавших от кризиса секторов экономики в виде непосредственных расходов бюджета или отказа от сбора налоговых доходов составили 2,4% ВВП, в то время как Канада, США и Австралия потратили в среднем 12% ВВП. На непосредственную поддержку экономики в виде займов, докапитализации и выкупа активов российский бюджет также потратил существенно меньше по сравнению как с развитыми, так и развивающимися странами. Объем помощи такого рода, по данным МВФ, составил в России лишь 0,1% ВВП, в то время как в Германии он достиг 6% ВВП (максимум из всех рассматриваемых стран), а в Польше — 1,8%. В целом налогово-бюджетные меры поддержки экономики в России, согласно оценкам МВФ, составили около 3,5% ВВП. Среди стран G20, по расчетам МВФ, Россия занимает третье место с конца по объему антикризисного пакета — ниже только Индонезия и Мексика.

На все подобные сравнения в российском правительстве отвечают: зато восстановительный эффект от поддержки экономики в России выше. Странный аргумент. Из него никак не следует, что кризис в российской экономике уже преодолен. А раз так, то остается вопрос: почему же не приложить больше усилий к тому, чтобы приблизить выход из кризиса?

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

f65bfb1555834e24c069a661bb99a80c0979e0927195f4463c2786955f37 - Счетная палата воспротивилась конфискации денег у клиентов банков без суда

Счетная палата воспротивилась конфискации денег у клиентов банков без суда

В Счетной палате не поддержали предложенный законодателями механизм, позволяющий без суда обращать в доход государства ...

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes