Главная / Экономика / Правительство выбрало мягкую мобилизацию

Правительство выбрало мягкую мобилизацию

Президент июльским указом утвердил национальные цели, которые уже до 2030 года заменят нацпроекты — те, что задумывались до 2024-го. В июле же режиму особых экономических зон в России исполнилось 15 лет. Казалось бы, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Однако на самом деле ОЭЗ и национальные цели связаны: к их приближению ведут льготные режимы.

32b7d54615e32dee9fce444c016575e3 - Правительство выбрало мягкую мобилизацию

Фото: innopolis

Почему национальные цели заменили нацпроекты, понятно. Власть признала, что реализовать проекты в сроки, предписанные прежним указом — от мая 2018 года, невозможно. Чтобы прямо в этом не признаваться, появились наццели, суть которых — новые сроки их достижения. Почему стали необходимы новые сроки — еще понятнее. Экономических сил на прежние сроки не хватает. Почему не хватает — совсем понятно: коронавирус же.

Оставим в стороне вопрос, хватило бы экономических сил без коронавируса: в сослагательное наклонение уходить непродуктивно. Гораздо продуктивнее рассмотреть другой вопрос: чего именно не хватает для ускорения реализации нацпроектов, переформирующихся под наццели? Ответ затруднений не вызывает: денег, или, точнее, инвестиций. С этой очевидной констатации дальше стоит двигаться со всеми остановками.

Остановка первая. Любые масштабные трудности, с которыми сталкивается экономика, вызывают рост госвлияния на нее. Но это совсем не обязательно прямой рост госвложений. Финансовые возможности государства ограничены. С точки зрения реализации масштабных наццелей помимо собственно госинвестиций совершенно точно будет нарастать нажим на крупнейшие частные компании со стороны государства — с тем, чтобы те активизировали свои инвестиции в эти цели.

Остановка вторая. Почему частные компании «тормозят» с инвестициями не только в нацпроекты с наццелями, а вообще? Денег, конечно, стало меньше, но это не весь ответ. С инвестициями было швах и до коронавируса. Не менее существенные тормоза — слабая правовая защита частной собственности, неверие в независимость и непредвзятость судов, активное вмешательство в экономику силовых структур и в целом исполнительной власти. Как смягчить эти ограничения при том, что ждать некогда: инвестиции, что называется, нужны вчера?

Остановка третья. Ответ найден давно. Это создание специальных, ориентированных на привлечение инвестиций, режимов — налоговых, административных, таможенных и так далее. Главное — их льготность, этим они отличаются от национального экономического законодательства. Однако за 15 лет российские ОЭЗ расцветом инвестиционных оазисов похвастаться не могут: в апреле 2020 года Счетная палата в принципе усомнилась в том, что «преференциальные режимы» оказывают позитивное влияние на экономику. Но правительство решило эти режимы не сворачивать, а развивать.

Остановка четвертая. Что такое закон о защите и поощрении капиталовложений? Инструмент, который будет использовать государство для инвестиционной мобилизации частных компаний, опираясь на россыпь легализованных льготных режимов, но не в рамках территориально ограниченных зон, а распространяющихся на конкретные проекты. Появляются проектные ОЭЗ.

Приведем пример. При объеме собственных инвестиций от 250 млн до 5 млрд руб. инвесторам, заключившим «соглашение о защите и поощрении инвестиций», гарантируется неизменность налога на прибыль, имущество, транспортного и земельного налогов, сроков уплаты и порядка возмещения НДС, новых налогов и сборов — за исключением государственных пошлин на срок от 6 до 20 лет; неизменность условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий, административных процедур в строительстве — на срок до 3 лет.

Особые режимы, отличительная особенность которых — неухудшение условий экономической деятельности, что для долгосрочных инвестиций весьма важно, налицо.

Остановка пятая. Закон о защите и поощрении капиталовложений признает, что национальный экономический режим к инвестициям располагает недостаточно. Соответственно, его инвестиционная эффективность будет отражением того, насколько он видоизменяет национальный режим. Но в экономике ничего не бывает бесплатно.

Если закон приведет в движение значительные массы частных инвестиций, то, с одной стороны, это приблизит национальные цели. Но, с другой стороны, его реализация несет с собой риски роста коррупции.

Хотя льготы в законе названы для всех участников в новых инвестиционных проектах, их получение все равно индивидуально. Попасть в льготный режим можно в зависимости от того, будет ли заключено индивидуальное соглашение, то есть от того, договорятся бизнесмены с чиновниками или нет. А способы, облегчающие достижение подобных договоренностей, известны.

Приехали. Среди национальных целей рост коррупции не значится, но именно он может сопровождать движение к целям. Правительство не могло не видеть коррупционные риски нового закона. На них прямо указывал Дмитрий Козак, когда был в ранге вице-премьера. Но, скорее всего, возобладало мнение, что нацпроекты, а теперь — наццели дороже коррупционных рисков. Альтернативой создания льготных режимов было бы прямое «изъятие» у частных компаний инвестиционных ресурсов, что первоначально и предлагал Андрей Белоусов, ставший с тех пор первым вице-премьером.

Другими словами, правительство выбирало между мягкой и жесткой мобилизацией. Выбрана мягкая. Но она может и затвердеть.

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

4a7de6bad9f836f1fde38c8679287fdc 1 - Ураган в США поднял цены на нефть

Ураган в США поднял цены на нефть

источник:

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes