Главная / Экономика / Экономист Николаев назвал опасный изъян в проекте бюджета России

Экономист Николаев назвал опасный изъян в проекте бюджета России

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов. Главной особенностью документа стало то, что, при всем своем традиционно техническом характере он готовился и утверждался в беспрецедентных условиях коронакризиса. То есть в ситуации, когда на борьбу с экономическими последствиями пандемии государству приходилось тратить не предусмотренные на такой форс-мажор ресурсы.

В текущем году общая стоимость «антиковидной» программы для бюджета превысила 5 трлн рублей, и этих, уже израсходованных денег будет остро не хватать в ближайшую трехлетку.

8d109b1919098f16c0bcbaae2bade196 - Экономист Николаев назвал опасный изъян в проекте бюджета России

Игорь Николаев

Фото: Наталья Мущинкина

От прежнего резерва в виде переходящих остатков — непотраченных бюджетных ассигнований прошлых лет — почти ничего не осталось. Минфину и правительству в целом пришлось в пожарном порядке затыкать финансовые дыры, образованные эпидемическим шоком. В частности, чтобы предотвратить волну банкротств и масштабную безработицу, власти пошли на увеличение госдолга до 20% ВВП.

Наблюдатели сходятся во мнении: нынешний проект федерального бюджета, который останется дефицитным все три ближайших года, не предусматривает развитие экономики и улучшение жизни россиян. Это, по сути, формальное распределение средств.

Кроме того, по словам члена комитета Госдумы по бюджету и налогам, члена фракции КПРФ от Иркутской области Михаила Щапова, документ сверстан без учета истинных потребностей регионов. Разрыв между этими потребностями и заложенными средствами в ряде случаев доходит до 90%. Насколько в условиях коронакризиса реалистичны и обоснованы его параметры, например, намеченный на 2021 год рост ВВП на 3,3%? Cодержит ли проект тот запас прочности, что позволит властям без особых издержек справиться с очередной волной пандемии и поддержать население? Об этом рассуждают опрошенные «МК» эксперты.

Игорь Николаев, доктор экономических наук: «Самый серьезный изъян этого важнейшего документа в том, что он базируется на недостоверном прогнозе Минэкономразвития на ближайшую трехлетку. Речь, по сути, идет о благих пожеланиях.

Как известно, власти в своих расчетах не предусматривают ни второй волны пандемии, ни, соответственно, ее последствий, и это – вопиющее обстоятельство. Между тем, в конце сентября, когда новое пришествие коронавируса уже стало свершившимся фактом, правительство согласилось, что по итогам 2020 года ВВП снизится на 3,9%.

Если вы неверно оцениваете фундамент, на котором будете строить здание, что же вы тогда построите? У меня нет доверия практически ко всем показателям, заложенным в проекте, в частности, относительно дефицита бюджета, прописанного в размере 1% в 2022 году. Не говоря уже о прогнозе ВВП, которому в следующем году предрекают рост на 3,3%, а в 2022-м – на 3,4%.

Авторы исходят из ложного посыла, что спрос на нефть постепенно восстанавливается, что цены на «черное золото» будут уверенно превышать $40 за баррель. Однако есть немалые основания полагать, что они не дотянут до этой планки».

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Сейчас мы не в силах понять, сколько же продлится ситуация с коронавирусом и какие дополнительные решения придется в итоге принимать правительству. Будет ли новый локдаун, и если да, то в какой форме? От этого зависит объем ресурсов, которые потребуются для поддержки экономики и населения.

Естественно, встает вопрос реалистичности нынешнего проекта бюджета. Ясно, что бюджет сверстан с минимумом рисков для финансовой стабильности страны: не будет ни дефолта, ни беспрецедентного роста госдолга. Плюс, у правительства есть необходимые ресурсы, чтобы закрывать бюджетный дефицит регионов.

В общем и целом главный финансовый документ России сравним с ванькой-встанькой: с одной стороны за счет некого запаса прочности он не позволит экономике рухнуть, но вместе с тем, как бы качаясь вправо-влево и не приходя в равновесие, он не оставляет ей шансов на развитие.

Бюджетных стимулов для опережающего роста ВВП просто нет. Максимум, на что бюджет позволяет рассчитывать – это динамика в 1,5-2%. Кстати, как корректно заметила в своем прогнозе Счетная палата, в случае если эпидемиологическая обстановка будет ухудшаться и потребуются новые карантинные меры, темпы роста экономики в 2021 году не превысят 1,3%».

Основные параметры федерального бюджета на 2021 год

Доходы: 18,8 трлн руб.

Расходы: 21,52 трлн руб.

На реализацию нацпроектов: 2,25 трлн руб.

Дефицит: 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП).

Рост экономики согласно прогнозу: 3,3%.

Прогнозный объем ВВП: 115,53 трлн руб.

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

6bf4c7b60e6aef7d4f442d3a69c12066 - Возможность выплат 10000 рублей россиянам к Новому году назвали реальной

Возможность выплат 10000 рублей россиянам к Новому году назвали реальной

Чем ближе к Новому году, тем щедрее к своим избирателям становятся народные ...

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes