Главная / Экономика / Ситуация с ценами на бензин тянет назад, в 90-е…

Ситуация с ценами на бензин тянет назад, в 90-е…

64 - Ситуация с ценами на бензин тянет назад, в 90-е...

Вчера, 11:15Экономика

Время вспять не повернёшь, гласит поговорка. Возможно, она и имеет смысл во всех отраслях бытия, но явно не касается ситуации, сложившееся на розничном рынке нефтепродуктов. 

Иван Петровский

Российские вертикально интегрированных нефтяные компании — ВИНКи, которых принято считать монополистами, оказались в пикантном положении. Все, что они делают в соответствии с законом и договорённостями с властями, оборачивается против них.

Например, ВИНКи идут навстречу правительству и фиксируют отпускные цены. Казалось бы, все должны радоваться. Но не тут-то было. Никто «ура» не кричит и чепчики в воздух не бросает. И вовсе не потому, что на дворе середина ноября и чепчик носить несколько не по сезону…

Понадобилось мне вчера съездить по делу в Тверскую область, если точнее – в Кесовогорский район. Это 250 километров от Москвы. Само собой, на одном баке по нашим не всегда прекрасным дорогам плюс пробки – не обернёшься.

И что же выясняется? Чем более невнятная бензоколонка, чем более красивое у неё название, тем выше цена в сравнении с привычными, теми, что на АЗС крупных компаний.

Простите, может возникнуть вопрос, а как же договорённости с правительством, заключённые благодаря вмешательству вице-премьера Дмитрия Козака? Те, о которых только самый ленивый журналист ещё не написал?

Ответ будет до смешного прост и односложен – а никак. Все дело в том, что те самые независимые АЗС (как сети, как и одиночные) как раз никаких обязательств на себя не принимали. Следовательно, и выполнять никакие договорённости не обязаны.

ВИНКи в свою очередь все чаще задаются вопросом – а почему мы должны обеспечивать дополнительную прибыль компаниям, которые с нами не аффилированы и более того, являются конкурентами? Тем более, что все ВИНКи как следует вложились в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (кстати, тоже по просьбам правительства).

В распоряжение «Нефть и Капитал» попал любопытный документ — письмо президента Группы ННК Эдуарда Худайнатова главе ФАС Игорю Артемьеву.

Худайнатов напоминает, что только в Хабаровский НПЗ (один из двух существующих на Дальнем Востоке) группа вложила свыше $3 млрд. Это позволило снизить дефицит топлива, который исторически существует на Дальнем Востоке. От себя добавим, что все топливо с ХНПЗ идёт на внутренний рынок,- это значит, что покрыть убытки за счет экспорта и валютной выручки не получится. При этом цены на заправках ННК не поднимает уже более полугода.

Роль группы в сдерживании цен признает и руководство Приморского края во главе с временно исполняющим обязанности губернатора Олега Кожемяко. Но, увы, Приморский край одинок в своих стремлениях строить рыночные отношения по-честному.

Как неоднократно обращали внимание СМИ, на Дальнем Востоке бушует ценовая вольница, при которой разница в ценах между заправками ВИНКов и независимыми колонками может достигать 10-12 рублей за один литр! При этом сами «независимые» все валят на те самые ВИНКи (в данном случае – ННК), которые дескать, завышают отпускные цены. Поэтому не удивительного, что в письме ННК в ФАС содержится просьба проанализировать их ценовую политику.

На днях у меня был интересный разговор с достаточно высокопоставленной фигурой одного из ВИНКов. Собеседник мой прямо говорил о том, что в текущих рыночных условиях (заметим – в идеальных, когда все, и ВИНКи, и независимые АЗС, выполняют договорённости, зафиксированные в ходе известного совещания у Козака) возможность независимых АЗС получать сверхприбыль за счёт маржи между оптом и розницей резко снижается.

На сегодня публично озвучить свое отношение к ситуации позволили только Худайнатов и Сечин. Но возникает разумный вопрос – почему молчат другие крупные игроки рынка? Неужели только ННК заинтересована в реорганизации, направленной на сближение с рыночной экономикой передовых стран мира, уход от офшоров и «схематозов», простите за жаргон?

Само собой, части сетей и одиночных колонок придётся уйти с рынка, а терять столь лакомый кусок просто невыносимо. Отсюда и крики о том, что, мол, «люди добрые, грабят и раздевают»! Жертв у нас, как известно, любят. Поэтому для закрепления образа страдальцев в различные инстанции пишутся жалобы, запросы и просьбы. Иногда даже «от имени всех владельцев независимых автозаправочных станций России»(с). Удивительное сочетание – бизнес строят, как в 90-ые, а хайп поднимают по всем современным трендам. На машине времени перемещаются в зависимости от ситуации, не иначе.

К слову, про автозаправочные станции. В настоящее время на долю АЗС ВИНКов (собственных и джоберских) приходится до 75% рынка моторного топлива. Это – прозрачный и понятный сегмент, с которого платятся налоги и осуществляются социальные проекты. Оставшиеся 25-30% рынка, к сожалению, контролируются гораздо хуже. Например, все тем же ФАСом, который пристально следит только за ВИНКами.

Насчет социальных обязательств. Та же ННК (себе в убыток, что почти неприлично в наши «девяностые» годы на дальневосточном розничном топливом рынке) взяла «под крыло» несколько АЗС в Приморском крае, гарантировав населению доступность топлива и стабильные цены: раньше эти колонки, расположенные в отдалении от оживлённых трасс, но явно востребованные, обслуживал независимый оператор, независимость которого не позволяла думать о том, к чему приведёт закрытие этих АЗС.

Кстати, куда более жёстко, чем ННК, выразился глава «Роснефти» Игорь Сечин, напомнивший, что в мировой практике «независимые сети существуют только при нефтепереработке». В России же независимые сети хотят не вкладываться в развитие отрасли, а по старинке просто зарабатывать на перепродаже топлива.

Как там в старой сказке про Тита, который не хотел молотить? «А где моя большая ложка»? Не правда ли, похоже на нашу российскую реальность?

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

bcfac7cd8d8a8b7df87bbc042499d347 - В Нацбанке Украины рассказали о многомиллиардных выплатах по госдолгу

В Нацбанке Украины рассказали о многомиллиардных выплатах по госдолгу

В течение ближайших двух лет Украина должна выплатить по внешнему госдолгу порядка 12 миллиардов долларов. ...

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes