Главная / Экономика / «Любая реформа в России опасна, если приведет к необходимости делиться властью»

«Любая реформа в России опасна, если приведет к необходимости делиться властью»

ПМЭФ — традиционная витрина российской экономики. Но каждый раз на этой витрине появляются трещины. Вот и сейчас прямо на форуме министр экономического развития Максим Орешкин признал риски нарастающего замедления экономики.

a9078993166ea8d834560b3034f546f0 - "Любая реформа в России опасна, если приведет к необходимости делиться властью"

Все началось с забастовки прогнозов. Она случилась, конечно, не на ПМЭФ. Крупнейшие западные инвестбанки один за другим обновили свои российские прогнозы в сторону снижения темпов экономического роста. Goldman Sachs, Сity, Morgan Stanley, ЕБРР отличились этим в середине мая. При этом Goldman Sachs и Сity можно считать оптимистами. Сначала Goldman Sachs перещеголял в оптимизме даже Минэкономразвития, ожидая в 2018 году от РФ роста в 3,3%, теперь планка снижена до 2%. Citi ухудшил свои ожидания до тех же 2% с 2,3%. Morgan Stanley сосредоточился на том, что продолжение санкционного давления на Россию перевешивает высокие цены на нефть, которые не спасут от «медвежьего сценария» «с сокращением ВВП на 0,5% (в годовом выражении) в случае внесения некоторых российских системообразующих госкомпаний в санкционный список».

ЕБРР выдал отрезвляющие цифры: темп роста российской экономики снижен с 1,7 до 1,5%. В банке комментируют: «Экономическая политика предыдущих шести лет будет продолжена и в ближайшие годы; поэтому не стоит ожидать существенного ускорения темпов экономического роста».

Минэкономразвития с ЕБРР фактически соглашается. Максим Орешкин уже на ПМЭФ поделился такими оценками: «У нас рост импорта сейчас составляет где-то 20–30% в год. И вроде бы несырьевой экспорт прибавляет… Но если посмотреть внимательно внутрь, можно увидеть, что это в основном связано с ростом цен — алюминий, сталь, пшеница, а в объемах это то же сельское хозяйство, которое из-за хорошего урожая показало хорошие объемы роста экспорта. Поэтому и здесь тоже есть тонкое место. Рост импорта таким темпом тоже упрется в определенные ограничения». И главный вывод: «Если ничего не делать, и в условиях таких ограничений есть риск, что у нас рост может вообще опуститься ближе даже к 1%».

У ЕБРР в России экономическая политика не изменится, результат — рост в 1,5%, у Орешкина «если ничего не делать», получится и вовсе 1%. А если все-таки делать, то что? Орешкин развернутого ответа не дал. Но на ПМЭФ он все же прозвучал. Надо еще до начала реформ разобраться, что не так с российской госмашиной. Об этом уже не один год говорит Герман Греф, прямо предупреждая, что без решительного обновления, в том числе технологического, и строгого следования поставленным целям госаппарат в нынешнем виде утопит любые многообещающие реформы. На ПМЭФ о том же говорил новый председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Его оценки звучали как приговор: «Качество государственного управления сегодня не соответствует тем вызовам, о которых мы говорим. Скорость принятия решений чудовищная. Качество чудовищное. Регуляторная практика избыточная».

Сейчас главное мерило эффективности работы правительства — майские указы. Обсуждается, насколько они всеобъемлющи и значимы. Кудрин же напомнил, о чем при этом не говорят: «Никто не обсуждает, что цели по темпам роста (по майским указам 2012 года) не выполнены, по производительности труда — не выполнены, по росту доли инновационной экономики — не выполнены. И так далее. Мы должны подчинить наше управление тому, чтобы все время держать это в фокусе».

Значит, первая цель преобразований — даже не экономика, а государство. В скобках стоит отметить, что помимо качества госрегулирования этот приоритет говорит и о масштабах госвмешательства в экономику. Сложность задачи повышения эффективности госаппарата в том, что расходы на него надлежит не увеличить, а сократить. Инструмент, по сути, один — цифровизация. «Мы видим, что через цифровизацию управления, через создание государства как платформы, такого «кибергосударства», у нас просто появился дополнительный механизм существенно сократить эти государственные функции, регуляторную нагрузку», — уверен Кудрин.

Кто против повышения эффективности государства? Все за! Другой вопрос, а что собой представляют пламенные борцы за переустройство российского государства? Кудрин и Греф — люди авторитетные, вхожие в Кремль. Но все равно только эксперты, от реальных рычагов переустройства отодвинутые. Они могут реформировать, один Сбербанк, другой — Счетную палату, но не более того.

Кто может привести их приговор в исполнение? Только Кремль. Но за стеной слышат соответствующие призывы не первый год. Но, видимо, так и не решили, к чему может привести новая перестройка. Там уверены в одном: любая реформа опасна, если приведет к необходимости делиться властью, даже по минимуму. А значит, прогнозы ЕБРР и Максима Орешкина актуальность не теряют.

О SitesReady

Тут краткая биография автора записи

Оставить комментарий

x

Check Also

64484167d97f7bc3938b37930c5b8862 - Долги россиян по займам «до зарплаты» предложили списать

Долги россиян по займам «до зарплаты» предложили списать

Депутат Государственной думы, лидер фракции «Справедливой России» Сергей Миронов предложил запретить в ...

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes yeezytrainer superstar shoes yeezy nmd yeezy 350 boost for sale yeezy boost shoes